Цигун для всех

Меню сайта
Категории раздела
О цигуне [2]
Упражнения цигун [4]
Здоровье [2]
Китай [2]
Разное [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » О цигуне

Линь Хоушен, Ло Пэйю. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун (отрывок)
Линь Хоушен, Ло Пэйюй Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун.

Исторический очерк и основные понятия

1. Что называется цигуном 


Содержание цигуна, кратко говоря, сводится к тренировке ци и тренировке воли (и). Иероглиф «ци» в сочетании"цигун" означает дыхание. Иероглиф «гун» означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигуне значит упражнять ци и упражнять и, т.е. с помощью и вызывать циркуляцию ци, что способствует насыщению ци соответствующих внутренних органов. Посредством таких процессов укрепляется изначальное ци (юань ци), за счет чего можно достичь исцеления от болезней. В зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни люди применяют различные виды цигуна, достигая прочищения каналов и коллатералей, регулирования ци и крови, равновесия инь и ян, улучшения функций организма. Поэтому цигун, являясь функцией сознания и включая в себя методы аутотренинга тела и души, представляет собой особую отрасль науки. С его помощью осуществляются самонаблюдение и самоконтроль в процессе жизнедеятельности, что способствует здоровью и долгожительству.

2. Как зародился цигун 


На бронзовых изделиях эпохи Шан и начала Чжоу встречаются древние рисунки, чрезвычайно живо изображающие позы цигуна. Это доказывает, что цигун зародился еще до изобретения письменности.

Для выживания человечеству необходимо было приспособиться к неблагоприятным воздействиям со стороны природы, научиться защищаться от болезнетворных воздействий, развить адаптационные возможности организма. Накапливая опыт, люди начинали понимать, какими способами получать пользу для тела и духа, и переходили к осмысленным тренировкам, в конечном счете создав современный цигун.
3. Откуда пришло название «цигун»

Поскольку в прошлом среди мастеров цигуна были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (боевого) и др., – то и названия, которые они использовали, были различными: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и др. Все эти названия, несмотря на их различия, относятся к формам, предшествующим цигуну. Как показали научные исследования, запись «разыскания о цигуне» встречается в сочинении «Записки о чистой вере» («Цзинмин цзунцзяо лу»), написанном даосом Сюй Сюанем в период династии Цзинь.

В 1934 г. была опубликована книга Дун Хао «Специальные методы лечения и профилактики легочного туберкулеза – цигунотерапия». В 1935 г. издательство «Чжунхуа шуцзюй» выпустило книгу «Секреты шаолиньского кулачного боя», где также использованы эти два иероглифа – цигун. Однако их содержание не было исчерпывающе объяснено, поэтому они не утвердились в качестве официального названия. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1958 г., когда вышла в свет книга Лю Гуйчжэня «Практический курс цигунотерапии», написанная им после консультаций с коллегами. В ней эти два иероглифа получили полное объяснение, после чего они утвердились в качестве официального термина для всей вышеперечисленной группы традиционных названий.

4. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периодов Чуньцю и Чжаньго 


В начале периода Чуньцю население Китая уже использовало цигун для лечения болезней и сохранения здоровья. В письменных памятниках сохранилось немало записей об этом. В самом раннем классическом сочинении Китая – «Каноне о внутреннем Желтого императора» («Хуанди нэй цзин»)[К] – была предложена следующая концепция: «высшее искусство лечения – не допустить болезни». На первом месте стояли вопросы профилактики. В разделе данного трактата «Простые вопросы» («Су вэнь») в главе «О простоте, унаследованной от древности» («Шан гу тянь чжэнь лунь») сказано: "В древности люди знали, что законы определяются инь и ян, гармония определяется мастерством, что в питье и еде необходима умеренность, в обыденной жизни необходимо постоянство, а в работе не нужна суета.

В результате [физические] возможности образовывали единое целое с духом, люди до конца проживали свой век и, только превысив столетний рубеж, уходили из жизни". Также сказано: «Предрасположенных к болезни губит коварный ветер, но иногда удается предотвратить [болезнь] за счет спокойствия и „отсутствия" (вариант: [погружения] в небытие). Истинное ци следует за ними, цзин и шэнь сохраняются внутри, в результате болезнь успокаивается. Таким образом, чувства сдержаны, а желания невелики, сердце [синь] спокойно и не напряжено, тело усердно трудится, но не устает». Там же: «Выдыхать и вдыхать цзин-ци, особо сохранять шэнь, мышцы соединять как бы в одно целое». В том же разделе в главе «О следовании необычным способам» («И фа фан илунь») сказано: «Эти люди разнообразно питаются, но не работают, поэтому болезни в основном связаны с атрофией и закупоркой, с чередованием холода и жара: лечить их следует методами даоинь и аньцяо». В главе «О методах иглоукалывания» («Цы фа лунь») содержится такое указание: «Если у кого-либо долго болят почки [шэнь], то ему следует в пятую стражу (с 3 до 5 часов утра) повернуться лицом на юг, очистить дух и не допускать сумятицы мыслей, затем следует запереть ци и не дышать, при этом вытянуть шею и одновременно втягивать ци, как если бы приходилось глотать очень твердое вещество. Выполнить так семь раз, после чего проглотить слюну из-под языка. Предписывается без ограничения количества».

Термины, встречающиеся в классических сочинениях: «мастерство», «даоинь», «аньцяо», «выдыхать и вдыхать», «цзин-ци», «проглотить слюну из-под языка», «отдельно сохранить шэнь», «очистить дух и не допускать сумятицы мыслей» – все они относятся к методам тренинга цигуна.

Известный врач Бянь Цюэ[К] предложил во время выполнения упражнений цигуна считать вдохи и выдохи: это был «метод счета дыхания», который регулировал дыхание и погружал в созерцание.

В сочинении Лао-цзы «Дао дэ цзин»[К] содержатся высказывания типа: «…Сердца пустые, а желудки полные»; «…Бесконечное, как существование, и действующее без усердия»; «…Желая сохранить единство души, можно ли ее разделять? Достигая мягкости особых ци, можно стать подобным младенцу»; «…Довести пустоту до конца – значит, всегда сохранять покой»[К]. Они указывают на то, что при выполнении упражнений требовалось успокоить чувства, сконцентрировать мысли; дыхание становилось мягким, «тонким»; ци проходило через даньтянь; сознание также охватывало даньтянь, поэтому приходилось обращать внимание на практику как воли (и), так и ци.

В сочинении «Чжуан-цзы» в главе «Глубокие думы» («Кэ и пянь»)[К] сказано: «Вдыхают-выдыхают и так, и этак; выводят старое и втягивают новое; раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы, чтобы только достичь долголетия. Таковы мужи, [практикующие] даоинь, и люди, выращивающие тело… все это прекрасно»[К]. Эта фраза поясняет, что исполнение цигуна укрепляло тело и увеличивало продолжительность жизни.
5. Какие записи о цигуне имеются в памятниках эпохи Хань

Древний цигун получил дальнейшее развитие при династии Хань. В конце 1978 г. при раскопках могилы № 3 в местности Мавандуй[К] близ г. Чанша нашли схемы упражнений даоинь, датированные ранним периодом Западной Хань. Данный свиток имеет чрезвычайно важное значение для изучения происхождения и развития цигуна.

В сочинении «Хуайнань-цзы»[К] в разделе «Наставление о духе» («Цзиньшэнь сюнь») есть такая запись: «Вдыхая и выдыхая так и этак; выводя старое и втягивая новое; раскачиваясь, словно медведь, и вытягиваясь, словно птица; плескаясь в воде, как дикая утка, и вслушиваясь, как уховертка; осматриваясь вокруг, как сова, и вперясь вдаль, словно тигр, – именно так человек взращивает тело».

Чжан Чжунцзин[К] в сочинении «Краткое содержание золотого сундука» («Цзинь куй яолюэ») утверждал: «Некоторые люди могут воспитывать в себе осмотрительность, не позволяют вредным влияниям воздействовать на каналы и коллатерали, распространяться по каналам и коллатералям, не дают им циркулировать по внутренним органам и таким образом вылечиваются. При ощущении тяжелых застойных явлений в четырех конечностях используют даоинь и туна, чжэньцзю [иглоукалывание и прижигание] и втирания, чтобы не дать девяти проходам наглухо закрыться». Запись явно указывает, что тренировка внешних и внутренних усилий является одним из способов профилактики и лечения болезней.

«История поздней Хань» (глава «Биография Хуа То») содержит такую запись: "Хуа То[К]… обладал знанием о многих болезнях, хорошо понимал искусство сохранения здоровья. В возрасте ста лет он был совершенно здоров. Современники называли его небожителем". Он, основываясь на высказывании Чжуан-цзы «раскачиваются, словно медведи, вытягиваются, словно птицы», разработал «Игры Пяти зверей», названные соответственно формами тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы (журавля). Хуа То считал, что «человеческое тело любит трудиться, но не следует доводить [нагрузки] до предела». Он так же разъяснил, что, выполняя упражнения, входящие в «Игры Пяти зверей», можно достичь лучшей проходимости кровеносных сосудов, остроты слуха и зрения, крепости и целости зубов, можно предупредить и излечить болезни. Его ученик У Пу, продолжавший дело учителя, постоянно тренировался в соответствии с данным комплексом и прожил 90 с лишним лет, сохранив ясное зрение, острый слух и крепкие зубы. Другой ученик, Фань э, также практикуя данный комплекс, прожил более ста лет, при этом волосы на голове у него оставались черными.

В «Истории поздней Хань», в биографии Ван Чжэня, также записано: "Ван Чжэню было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего. Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. «Утробное дыхание» означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя; «утробное питание» означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.

Кроме того, определенное место занимали буддистские методы концентрации, такие как сидячая медитация, погружение в медитацию и некоторые другие статические упражнения.
6. Какие записи о цигуне имеются в памятниках эпохи обеих династий Цзинь и северных и южных династий

В период правления обеих династий Цзинь, а также Северных и Южных династий наблюдаются определенные успехи и прогресс в области способов «взращивания жизни» (яншэн). Специальную работу, посвященную «взращиванию жизни», написал Цзи Кан.

В произведениях Гэ Хуна[К] многократно цитировались сочинения, повествующие о яншэн. В «Баопу-цзы» в главе «Высшая правда» («Чжи ли пянь») говорится: «Хотя принятие снадобий может способствовать продлению жизни, однако овладение цигуном позволяет делать это лучше и быстрее. Даже без снадобий, только практикуя цигун и следуя его принципам, можно достичь возраста в несколько сот лет. Человек существует в ци, и ци существует в человеке. От Неба и Земли и вплоть до „тьмы вещей" – ничего не может существовать без ци. Те, кто искусны в практике ци, взращивают жизнь внутри себя и противостоят внешним болезнетворным [силам]».

В главе «О разном» («Цза ин пянь») сказано: «Те, кто взращивает жизнь в строгом соответствии с принципами, неустанно практикуют цигун, утром и вечером занимаются даоинь, овладевают движениями и достигают совершенства в защите [здоровья]… могут избегать болезней… Те же из больных, которые не соберут свою волю специально [на выполнение цигуна], никогда не излечатся».

В главе «О взращивании жизни» («Яншэн лунь») сказано: «…Не следует слишком долго сидеть и долго ходить, долго смотреть и долго слушать. Не следует есть, когда нет сильного голода; не следует пить, когда нет сильной жажды… Телу надо побольше трудиться, а есть надо поменьше; но труд не должен истощать, а уменьшение пропитания не должно вызывать голод… Когда на сердце ясно, истинный дух [шэнь] обретает свое место. Когда ци умиротворено, то вредоносные силы бегут от тела… Когда человек безразличен к славе и выгоде и сконцентрирован на себе самом, его тело пребывает в покое, беды не действуют на него… Таковы принципы, которых следует придерживаться для взращивания жизни».

Там же, в «Баопу-цзы», в главе «Избегать искушения» («Цзюй хо цзюань») говорится: «…Муж, практикующий даоинь, может врачевать неизлечимые болезни, направлять ци с нарушенной гармонией. Упражнения суть прохождение ци через все органы (буквально: через сто застав)».

Тао Хунцзин[К] обобщил опыт «взращивания жизни» (ян-шэн) за период, предшествовавший Шести династиям, составив книгу «Записки о развитии природных данных и продлении жизни» («Ян син янь мин лу»), в которой содержится много сведений по теории и практике яншэн. Например: «Спокойный живет долго, беспокойный умирает молодым. Спокойный, но не умеющий выращивать [нужное качество], сокращает долгую жизнь; беспокойный, но умеющий выращивать [нужное качество], продлевает годы. Однако спокойствием легко управлять, беспокойство трудно контролировать; прав только тот, кто следует взращиванию [нужных качеств], в том числе терпения».

Тао Хунцзин поясняет, что во время упражнений надо концентрировать нимание на внутренних процессах, что дает возможность укрепления здоровья и продления жизни. фраза: «Обычно перемещением ци желают излечить сто болезней, при этом думают о соответствующем месте: если болит голова, то думают о голове, если болит нога, то думают о ноге и направляют в эти места ци», – помогает понять, что с помощью мыслей можно прекратить боли. Еще говорится: «Вдыхание имеет одно, выдыхание имеет шесть. Одно для вдыхания так и называется: вдох. Шесть для выдыхания называются: выдувание, выдох, всхлип, выкрик, вздох, ах – все означают выход ци… Выдувание – для отработанных ветров, выдох – для отработанного тепла, всхлип – для уходящей тоски, выкрик – для прошедшего гнева, вздох – для рассеивания застойности, ах – для освобождения крайностей…». Это показывает, что уже тогда началось использование шести заклинаний для безмолвного выдыхания ци как способа лечения болезней.

7. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Суй и Тан 


В период Суй – Тан определенное развитие в области «взращивания тела» получали такие способы, как даоинь и туна.

Чао Юаньфан[К] в книге «О происхождении всех болезней» («Чжу бин юань хоу лунь») в большей части предписаний излагает методы даоинь и туна. Всего их около 260 видов. Можно сказать, что данная книга является первым обобщением способов лечения с помощью цигуна за весь период, предшествовавший династии Суй. Например: «…При лечении четырех конечностей не следует предаваться хандре; в брюшной полости надо накопить ци; надо [приготовить] ровную постель; тело вытянуть прямо, голову запрокинуть; одежду и пояс расслабить; подушку взять высотой в три цуня II держать крепко… Успокоить сердце, укрепить волю (и), отрегулировать дыхание, не думать ни о каких делах, специально следовать вниманием за ци, медленно прочищать телесные источники. При медленном прочищении телесных источников надо языком слегка облизать губы и зубы, затем проглотить слюну. Медленно-медленно ртом выдохнуть ци, носом втянуть ци в горло, чтобы согреть его; выполнять движения помедленнее, нельзя делать их поспешно и с силой. Дождаться хорошей циркуляции, постепенно, понемногу увеличивать полезность, так проделать 100 или 200 вдохов-выдохов, болезнь пройдет». Данный способ указан как эффективный при излечении болезней четырех конечностей и живота.

В каждом из «тысячи золотых рецептов» Сунь Сымо[К] содержатся записи о даоинь. Он считал, что «путь взращивания жизни обычно требует небольшой [физической] работы»; «когда дыхание тела отрегулировано, сто болезней не возникают… искусный в поддержании жизни должен регулировать способы дыхания». «Путь гармонии духа [шэнь] и регуляции ци должен быть таким же, как потайная комната… надо лечь навзничь с прямым туловищем… закрыть глаза, замкнуть ци в груди, очень легко дышать носом и не двигаться; осуществить 300 вздохов-выходов, при этом уши ничего не слышат, глаза ничего не видят, на сердце никаких мыслей». Он был также знаком с практическим применением «шестисловного заклинания»[К], с 18 формами массажа индийских брахманов, с 49 движениями массажа по Лао-цзы.

В книге "Тайные предписания «управления внешнего лечения»[К] («Вай тай ми яо») ее автор, Ван Тао[К], часто до того, как дать рекомендацию, перечислял методики даоинь и туна. Например, в предисловии к десятому предписанию, посвященному болезням сердца и желудка, а также болям при вспучивании, сказано: «Постоянно сохранять безмятежность, перед рассветом лечь спокойно, тремя глотками прополоскать рот, что регулирует пять плотных органов, способствует продлению жизни, лечит боль в сердце и в желудке». Также в предисловии ко второму предписанию, касающемуся патологическому отхождению мокроты из дыхательных путей, говорится: «…Лежа на левом и на правом боку, упорядочение дышать (по два цикла вдохов-выдохов), чтобы излечить отхождение мокроты».

Кроме того, великий поэт Бо Цзюйи[К] создал стихотворение об источнике спокойствия: «Грея спину на солнце, сижу, закрыв глаза. Гармоничное ци рождается во внешних покровах. Словно много выпил чистейшего вина. Либо будто погрузился в спячку, устав от тяжелой работы. Внешний мир пребывает в согласии. Кости тела в удобной позиции. Внутри не возникает ни одной мысли. Озаренность вплоть до того, что забываешь о всем существующем. Сердце полностью сливается с пустотой». Это – глубокое описание вхождения в мир спокойствия.

8. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Сун, Цзинь и Юань 


При династии Сун впервые были предприняты достаточно полное и систематическое редактирование и сверка обобщающих трудов. По проблемам, связанным с «взращиванием жизни», также была выполнена определенная работа, включавшая редактирование описаний известных методов и их упорядочение, что способствовало их дальнейшему развитию.

В конце сочинения «Сводное описание высочайшей помощи» («Шэнцзи цзун лу») имеется три раздела: о глотании слюны, о даоинь и о дыхательных упражнениях (буквально: фу ци – «глотание ци»). В них специально рассказывается о методах цигуна.

Например, о способах глотания слюны говорится: «Раскрыть рот, язык упереть в зубы, чтобы получить слюну; в один день сглатывать 360 раз».

О даоинь: «Пять плотных и шесть полых органов, 100 костей и девять проходов человеческого тела – по всем им проходит ци. Циркуляция ци образует гармонию, застой ци образует болезни. Методы даоинь способствуют движению ци и крови, приносят пользу суставам, ограждают от тьмы зол, которые не могут проникнуть внутрь». И далее: «Если какой-либо из пяти органов цзан и тройной обогреватель перекрываются, то это регулируется шестью дыханиями… вздох [сюй] относится к печени, выкрик [хэ] – к сердцу, выдох [ху] – к селезенке, ах [сы] – к легким, выдувание [чуй] – к почкам, всхлип [си] – к тройному обогревателю… В большинстве случаев шести дыханий недостаточно, но ощущение перекрытое уходит, боль в данном органе прекращается…».

О "глотании ци": «… Метод глотания ци… один получает питание из семян, другой пьет слюну из нефритового озера либо [использует] методы туна (выдыхать старое, вдыхать новое) – даоинь – аньцяо, либо закрывает все проходы. Как правило, ци накапливается с помощью формы (тела), а форма заполняется ци. Если ци и форма находятся в соответствии, то естество долговечно…».

Среди сочинений этого периода, специально посвященных «взращиванию жизни», можно назвать «Записки о вскармливании [здоровья] по четырем сезонам» («Сы ши и ян лу») Чжао Цзыхуа и «Новую книгу о продлении жизни и поддержке в старости» («Шоу дань ян лао синь шу») Чэнь Чжэня. Также и Су Дунпо[К] обобщил предшествующий опыт практики цигуна, добавил к нему свой личный опыт и на этой основе написал специальное сочинение, которое впоследствии вошло в книгу «Самые лучшие рецепты господина Су» («Су чэнь лян фан»).

Лу Ю[К] написал стихотворение с близким описанием деталей: «Сердце словно в омуте, спокойствие – ни ветерка. Пока сижу, уже совершил несколько тысяч вдохов и выдохов. Ночь наполовину прошла, и вдруг случилось удивительное дело. Увидел, как над могучими валами взошло солнце».

В стихотворении показаны специфические ощущения человека, погрузившегося в состояние покоя.

Чжан Аньдао в сочинении «Секреты яншэн» («Яншэн цзюэ») пишет: «Каждую ночь после третьей стражи (с 23 часов до 1 часа ночи) следует набросить на себя одежду, лицом повернуться на восток или юг, сесть, поджав ноги калачиком, 36 раз постучать зубами друг о друга, крепко сжать их, прекратить дышать, внутренне сосредоточиться на пяти плотных органах… дождаться момента, когда живот наполнится ци; к тому времени, когда дыхание отрегулируется, языком надавить на губы и зубы, омыть их изнутри и снаружи… когда слюна наполнит рот, следует наклонить голову и проглотить [слюну], таким образом ци войдет в даньтянь…». Здесь дается детальное описание методики упражнений, сохранившей определенное научное значение до наших дней.

При династии Южная Сун появилось также сочинение неизвестного автора «Восемь кусков парчи» («Ба дуань цзинь») – сравнительно раннее сочинение, специально посвященное яншэн и даоинь. Утверждают также, что тай-цзицюань сформировался на основе обобщающих трудов периода династии Северная Сун.

В период Цзинь-Юань Лю Ваньсу[К] в сочинении «Простые вопросы. Сокровенные истины о происхождении разных болезней» («Су вэнь. Сюань цзи юань бин ши») предложил для использования «шестисловное заклинание» и специально обсудил способы поддержания жизни. Чжан Цзыхэ в книге «Уход за родственниками в домах служилых» («Жу мэнь ши цинь») изложил способ выдувания ци для лечения внешних повреждений: «Подумать про себя о восточной стороне, когда встанет солнце, начать получать ци [ртом], а затем выдувать на больное место».

Ли Гао[К] в сочинении «Тайны, хранимые в орхидейных покоях»[К] («Лань ши ми цзан») в разделе «О расстройствах от переутомления» («Лао цзюань со шан лунь») пишет: «…Если настроение неровное, повседневная жизнь не имеет распорядка, наличествуют расстройства от переутомления, то все это наносит ущерб ци, ослабление ци приводит к расцвету [стихии] огня, а расцвет [стихии] огня умножает [стихию] земли селезенки… [появляется] расслабленность в речах и движениях, одышка, поверхностный жар, потливость, раздражительность. Во время болезни необходимо успокоить сердце и сесть спокойно, чтобы питатьци; также использовать сладкое и холодное, чтобы ослабить огонь; использовать кислое, чтобы собрать рассеянное ци; использовать сладкое, чтобы тонизировать ци». В этом отрывке объясняется не только то, что переутомление может довести селезенку до болезни, но и то, как во время страданий можно излечиться, «успокоив сердце и сев спокойно». Это способ комплексного применения цигуна и лекарственных средств.

Чжу Даньси[К] в сочинении «Недосказанное рассуждение о постижении природы вещей» («Гэ чжи юй лунь») исследует следующие вопросы: «онемение, закупорка, холод, вызванные застоем ци, лечатся с помощью даоинь»; «предписывая следовать четырем временам года, регулируя дыхание и состояние духа, можно излечить основу болезней». Таким образом, он разъясняет применение упражнений по «регулированию дыхания и состояния духа», а также способы «взращивания» правильного (здорового) ци (чжэн ци) для лечения основы болезней, дает верное истолкование роли цигуна в лечении недугов.

9. Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Мин и Цин 


В середине правления династии Мин Сюй Чуньфу составил «Энциклопедию древних методов медицины» («Гу фа и тун да цюань»), в которой обобщил определенный опыт врачей прежних времен по практике цигуна. Он также доказал, что начиная с эпохи Сун-Юань методика «взращивания жизни» стала изучаться в качестве одной из 13 признанных научных дисциплин.

Ли Шичжэнь[К] в сочинении «Исследование восьми чудесных каналов» («Цицзин ба май као») писал: «Только тот, кто [неоднократно] возвращается к наблюдениям, может ясно отразить скрытые пути во внутренней обстановке». Он указал на тесную связь практики цигуна с теорией каналов и коллатералей.

Цао Юаньбо в книге «Тайны сохранения жизни» («Ян шэн би яо») представил 46 видов движений лечебного даоинь. Он уделил особое внимание одновременному выполнению движения и пребыванию в состоянии покоя, конкретизировал методы цигуна, приведенные в книге господина Чао о происхождении болезней.

Чэнь Цзижу в сочинении «Поверхностный разговор о взращивании жизни» («Яншэн фу юй») утверждал, что цзин, ци и шэнь являются главной продукцией и главным лекарством для организма. Основные рецепты долголетия – это «сохранять цзин», «обогащать ци», «взращивать шэнь». Он высказал точку зрения о том, что в практике цигуна различаются пустое и заполненное, холодное и жаркое. В соответствии с опытом лечения он заключил: «Корень лечения болезней в способе движения. Болезни пустоты требуют специального связывания, укрепления воли; концентрируемое внутри воздействие используется для наполнения. Болезни заполненности требуют массажа и даоинь, вдыхать надо сильно и фиксирование; направленное наружу воздействие используется для рассеивания. Все болезни с жаром требуют выдыхать старое и вдыхать новое, чтобы входило через рот, а выходило через нос, что способствует охлаждению; болезни холода требуют сохранения ци и задержки дыхания, чтобы сознанием породить огонь, что способствует согреванию. С помощью этих четырех способов можно кратчайшим путем достигнуть излечения, оставив далеко позади лечение лекарствами, получаемыми из трав, деревьев, металлов и минералов».

Чжэн Цзинюэ[К] в трактате «Канон категорий» («Лэй цзин») писал: «Некто, стремящийся овладеть жизнью, должен для этого ясно регулировать ци…», тем самым однозначно провозгласив связь «взращивания жизни» и регулирования ци.

Сочинение Фу Жэньюя «Драгоценное письмо о пристальных наблюдениях» («Шэнь ши яо хань») является самой ранней записью о лечении катаракты методами цигуна с использованием «шестисловного заклинания»; оно сохранило свое научное значение вплоть до наших дней.

Ван Кэнтан[К] в сочинении «Точно определенные симптомы и лечение» («Чжунь шэн чжэн тай») в разделе «О болезнях слепоты» («Лунь цин ман чжэн») говорил: «Если некто сохраняет истинное ци, следуя Пустоте, удерживает изначальное ци, строго придерживаясь Единого, то обычно, хоть и не лечился, но болезнь проходит». Он также указывал на то, что упражнениями можно врачевать болезни потери зрения.

Определенным мастерством в практике статических, сидячих форм цигуна обладал Ван Янмин[К], автор книги «Записки, посвященные обучению» («Чуань си лу»), который преподавал эту практику своим ученикам.

В начале династии Цин Ван Жэньань приложил к своему труду «Сборник медицинских рецептов с пояснениями» («И фан цзи цзе») главу «Лечение без лекарств» («У яо юань цюань»), в которой свел вместе некоторые виды упражнений, разработанных учителями-предшественниками. В числе прочего там содержится такая запись: «Методика регуляции дыхания не ограничивается во времени; следует сесть свободно, выровнять тело так, чтобы не облокачиваться и не сгибаться, расстегнуть одежду и ослабить пояс; в действиях достигать слаженности, несколько раз повращать языком во рту; понемногу выдохнуть грязные ци; также мало-помалу вдохнуть носом, повторить либо три-пять раз, либо один-два раза; имеющуюся слюну проглотить; несколько раз ударить зубами друг о друга; оба глаза прикрыты, как бы подернуты дымкой. Постепенно дыхание регулируется, не являясь ни частым, ни резким; так несколько раз выдохнуть и несколько раз вдохнуть, с одного до 10, с 10 до 100, сознательно контролировать счет и не допускать сбоя».

В начальной главе труда Чэнь Цзиньао «Книга господина Чэня о почитании жизни» («Чэнь ши цзунь шэн шу») описаны общие методы движения, причем особое внимание уделено упражнению ци. Всего выделено 12 движений. Например, «если у кого-либо в теле нет даже и малой капли быстроты, то ему надо двигаться стремительно; если долго избегать [быстроты], то застой, накапливаясь, превращается в большую болезнь»; «во время передвижения надо [отрешиться] от окружающих людей и от себя самого, применять спокойное дыхание». Автор также указал способы избавления от посторонних мыслей: «все чувства собрать воедино, сконцентрировать их в одном месте, допускать только правильные мысли». Этот способ аналогичен методу концентрации внимания на одном месте, например на даньтяне.

В поздний период династии Цин Ван Цзуюань составил книгу «Схемы с разъяснениями по внутренним упражнениям» («Нэй гун ту шо»)[К], в которой представлены общая формула комплекса «12 кусков парчи» («ши эр ду дуань цзинь»), схема этого комплекса с пояснением, схема с пояснением комплекса «основы преобразования мышц» («и цзинь цзи»), а также содержатся разделы, посвященные массажу и даоинь. Он обращает особое внимание на то, что статика и динамика должны сочетаться между собой.

Отредактированные и нарисованные Си Сифанем пояснительные схемы к древним комплексам внешних и внутренних упражнений детально познакомили с применением даоинь для лечения многочисленных болезней, в частности с комплексами «восемь кусков парчи», «основа преобразования мышц» и другими, а также с массажем и регуляцией дыхания. Всего выделено 28 комплексов на 124 схемах, объединенных под общим названием «Избранные схемы с разъяснениями по внутренним и внешним упражнениям» («Нэй вай гун ту цзе цзи яо»). Кроме того, Чжэнь Гуаньин написал книгу «Основное содержание здравоохранения в Китае и за рубежом» («Чжун вай вэйшэн яо чжи»), в которой кратко изложил способ отбрасывания посторонних мыслей для «вхождения в покой».

Также до освобождения[К] Цзян Вэйцяо составил книгу «Основанные на общепризнанных взглядах методики статических сидячих упражнений» («Инь ши цзы цзин цзо фа»), которая представляет собой упрощенное изложение таких методов «взращивания жизни», как дыхательные упражнения и концентрация мысли. Определенное значение для исследования цигуна имеют также книги, отредактированные Дин Фубао и посвященные методикам статических сидячих упражнений.

10. Как развивалась ситуация, связанная с цигуном, после освобождения 


В 1955 г. под руководством Лю Гуйчжэнь в санатории, практикующем цигунотерапию и цигунопрофилактику (г. Таншань) провели клинические исследования методов лечения цигуном и получили хорошие результаты, которые были отмечены Министерством здравоохранения КНР. Таншаньский санаторий стал первой в Китае здравницей, где цигун официально использовался для лечения болезней. Лю Гуйчжэнь, опираясь на накопленный опыт и собственное понимание проблемы, написал книгу «Практический курс по методам цигунотерапии» («Цигун ляо фа ши цзянь»), где обобщил методики упражнений трех видов, применявшихся в Таншане: нэйянгун («цигун взращивания внутреннего»), цянчжуангун («укрепляющий цигун») и баоцзяньгун («оздоровительный цигун»). Начиная с 1956 г. сначала в Таншане, а затем на курорте Бэйдайхэ были сформированы тренировочные группы, чтобы готовить специалистов по цигуну для медицинских учреждений страны.

В 1958 г. в Шанхае провели двухнедельный семинар по цигунотерапии. В опубликованную по его итогам книгу «Доклады по цигунотерапии» вошли статьи, которые в основных чертах познакомили читателя с происхождением и теоретическими основами цигуна, методиками упражнений и методами ухода за пациентами. Особо следует подчеркнуть, что в ходе проведенных в санатории многочисленных клинических изысканий выяснилось: ключевым моментом упражнений является «расслабление» (в том числе освобождение от психической напряженности и расслабление мускулов и суставов всех частей тела). Установлено также, что это один из важных способов не допускать побочных явлений при выполнении упражнений.

В последующий период во многих медицинских заведениях страны открылись отделения по стационарному и амбулаторному лечению с помощью цигуна. Заметные результаты были достигнуты при лечении таких, например, заболеваний, как язвенная болезнь, туберкулез легких, хронический гепатит.

В августе 1959 г. в Бэйдайхэ состоялось первое совещание по обмену опытом в области цигуна. Участники совещания познакомились с результатами лечения свыше 20 различных заболеваний, таких как язвенная болезнь, неврастения, гастроптоз, туберкулез легких, хронический гепатит, силикоз, ревмокардит, бронхиальная астма, гипертония, гипотония, сахарный диабет, нефрит, последствия полной резекции желудка, хронический колит, хроническое воспаление желчного пузыря, ранние стадии цирроза печени, последствия шизофрении, мужская импотенция, острый спондилит, лучевая болезнь, радиационная тромбоцитопеническая пурпура, акротизм, пролапс слизистой оболочки желудка. В Таншане, Бэйдайхэ, Шанхае, Тяньцзине одна за другой открывались тренировочные группы по цигуну. В 1960 г. в Шанхае были проведены краткосрочные занятия во Всекитайской квалификационной группе мастеров цигуна; в состав группы входило 39 цигунотерапевтов, которых готовили для разных провинций и городов. По неполным подсчетам, в Шанхае находится 86 учреждений, в которых развивают цигунотерапию. Согласно статистическим данным по 45 организациям, цигун применяется при лечении свыше 50 видов заболеваний, таких как глаукома, токсикоз при беременности, маточное функциональное кровотечение, хроническое воспаление органов таза, ревматизм, опухоли, острый аппендицит и т.д. Можно видеть, что цигунотерапия использовалась не только для лечения хронических недугов, но также могла применяться против острых форм заболеваний; ее методы пригодны для излечения не только функциональных расстройств, но и органических изменений.

Начиная с 1978 г. в Шанхае, Пекине и других местах постоянно расширяются клинические исследования методов цигуна и способов перемещения ци. Заслуживает упоминания совместная работа Шанхайского учебного института китайской медицины, Шанхайского исследовательского института китайской медицины и Института атомного ядра АН КНР. С помощью современных приборов были проведены измерения «внешнего ци» (вай ци). Эксперимент доказал, что ци имеет определенную материальную основу, и способствовал достижению новой ступени в исследованиях цигуна, введя его в ряд научных дисциплин.

В июле 1979 г. такие организации, как Госкомитет по науке, Госкомитет по физкультуре и спорту, Министерство здравоохранения. Союз ученых и АН КНР провели в Пекине отчетную конференцию по цигуну, которая привлекла внимание многих представителей научно-технической и медицинской общественности, а также средств массовой информации. Затем в Пекине, Циндао, Чжанцзякоу, Гуань-чжоу и Шанхае независимо друг от друга, применив методы бионики, скопировали испускаемую врачом-цигунотерапевтом информацию в инфракрасных лучах[К]. Опираясь на этот принцип, успешно создали терапевтический прибор, клиническое применение которого дало определенный лечебный результат.

В последние годы отчеты об изучении цигуна из разных мест показывают, что научный подход к этому явлению способствовал новому поступательному движению[К] в таких областях знания, как теоретические основы китайской медицины (например, концепция каналов и коллатералей, ци и крови), медицинская профилактика, медицинская геронтология, физкультура и спорт, познание возможностей человеческого тела и т.д. В этом плане следует особо указать на деятельность Научно-исследовательского совета по цигуну Всекитайского научного общества традиционной медицины (иначе называемого «Китайское научно-исследовательское общество по цигуну»), который был официально основан 12 сентября 1981 г. С этого времени у занимающихся цигуном впервые в истории появилась руководящая и организующая структура всекитайского масштаба, что должно способствовать расширению клинической практики и научно-экспериментальному изучению цигуна.

11. Почему цигун называют лечебной физкультурой с китайской национальной спецификой 


Цигун в Китае имеет долгую историю. Исследования показали, что уже надписи на бронзе, относящиеся к династии Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.), содержат сведения о цигуне, который, правда, не назывался тогда цигуном. На памятнике культуры начала периода Чжаньго – нефритовой подвеске с надписью о движении ци – уже были зафиксированы теоретические постулаты и указания о способах выполнения цигуна. Они были вырезаны на 12 поверхностях нефритового стержня. В самом раннем из ныне известных в Китае медицинских канонических сочинений – «Каноне о внутреннем Желтого императора» («Хуанди нэй цзин») – также содержатся описания цигуна. В более поздних письменных памятниках, относящихся ко всем династиям, встречаются подробные сведения о данном явлении.

Цигун в Китае очень распространен. С древности и до наших дней многие и многие тысячи людей занимались упражнениями цигуна, что повышало их защищенность от болезней, укрепляло тело, способствовало оздоровлению.

Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других.

Цигун отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Он не предполагает напряженного физического движения, рассчитанного на короткий период времени. Осознанное выполнение упражнений, основанных на принципах цигуна, играет главную роль в постепенном урегулировании физиологических функций человеческого тела, при этом главное внимание уделяется внутреннему движению. Имеются в виду как регуляция функциональной деятельности внутренних органов тела, так и тренировка цзин, ци и шэнь.

В терапевтической области цигун основывается на теории традиционной китайской медицины, которая диалектически использует концепции недостатка или наличия сил инь и ян, а также учение о крови и ци, каналах и коллатералях и т.п. Например, человек, страдающий от недостатка ян, применяет методы концентрации (и шоу), страдающий от недостатка инь – методы цигуна для последовательного перемещения ци. Больной с высоким давлением должен концентрироваться на точке юн-цюань, больной с низким давлением – на точке бай-хуй. В целом при выборе видов упражнений учитывают тяжесть заболеваний, специфические особенности болезней, влияние окружающей среды и этапы развития одной и той же болезни у разных людей.

Источник: http://lib.rus.ec/b/173156/read
Категория: О цигуне | Добавил: arnatana (22.04.2012)
Просмотров: 743 | Комментарии: 3 | Теги: Ло Пэйюй Секреты китайской медицины, Линь Хоушен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Как Главный Секрет Наложниц Китайских Императоров Помогает Сотням Женщин, Таких Же Как Вы, Выглядеть Значительно Моложе Своих Лет И Получать Радость От Семейной Жизни В Любом Возрасте!

Аудиокурс Элизы Танаки

"Главный Секрет Наложниц Китайских Императоров"

Получить Бесплатно

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Скачать журналы, книги, фильмы
  • Путь к себе - материалы для саморазвития
  • Самарская ассоциация гун-фу Школы Тигра-Дракона
  • Художественная мастерская в Самаре. Студия АрНатана
  • InstaForex - международный Форекс брокер
  • Косметика премиум-класса в Самаре
  • Кислородная косметика Фаберлик в Самаре
  • Восточные танцы студия Арнатана
  • Заработок в интернете
  • "AlexGraphic.net" Все для создания видеороликов
  • Бизнес с кофе ORGANO GOLD
  • Тренинги
  • Техника «ПРОЩЕНИЕ»
  • Тренинг «7 шагов к Преображению»
  • Комплект медитативных техник «Обновление»
  • Аудиомедитация «Положительные утверждения на каждый день»
  • Динамическая аудиомедитация «Очищение»
  • Квантовая психология
  • Курс - Изменение судьбы
  • 1-5 Темы. Введение. Подготовительный этап
  • 6-10 Темы. Практические приложения. Шаман
  • 11-16 Темы. Практическая магия. Тонкие подходы
  • 17-22 Темы. Переходим в квантовое волшебств
  • 1-11 Темы - Введение. Шаманские практик
  • 12-22 Темы - Магия и Квантовое волшебство. Меняем судьбу
  • Введение. Первая тема
  • Практическое руководство. Деньги
  • Блиц-курс: Две точки
  • Волшебник из квантового мира
  • Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Goon Каталог сайтов Адресная книга Интернет. Желтые страницы. цигун ци гун чигун чи гун скачать книги эзотерические книги по эзотерике видео